Для диких кошек, привыкших к жизни в одиночестве, наиболее привычны сигналы, которые разносятся на большие расстояния. Разумеется, они прибегают к другим способам общения, если речь идет о котятах. Наши домашние кошки научились, подобно львам, жить в группе, поэтому у них появился целый набор запахов и зрительных сигналов, с помощью которых они могут сообщить что-то другим кошкам. Голос при этом используется сравнительно редко, если не считать общения с котятами (и, уж конечно, с людьми — но об этом позже). Кошки царапают или скребут предметы, особенно вертикальные деревянные поверхности, столбы или деревья. Эта привычка, по-видимому, имеет для кошек тройной смысл. Прежде всего, они соскребают ороговевшие и отслаивающиеся защитные «колпачки», обнажая новые когти с заостренными кончиками. Кроме того, кошка оставляет зрительное, видимое сообщение о своем присутствии, да еще добавляет и пахучую метку благодаря выделениям желез, расположенных на лапах между пальцами. Кошки, занимающие «доминантную» позицию (или полагающие, что занимают ее), могут демонстративно драть предметы в присутствии других кошек — и это тоже знак, указывающий на то, что кошка хочет контролировать данный участок.
Запах играет важнейшую роль и в общении на близком расстоянии. На коже у кошек есть множество разных желез, которые выделяют пахучие вещества, причем их запах у каждой кошки неповторим. Такие железы есть на подбородке, в уголках рта, на висках по обе стороны головы, у основания и вдоль хвоста.
Кошки трутся этими местами о ветки, столбы и другие предметы, оставляя сообщения о себе для других кошек. Мы-то с вами ничего не видим и не чувствуем, а вот другие кошки проявляют живой интерес к тем участкам и предметам, о которые потерлись их сородичи. Котов особенно интересуют запахи, оставленные кошками в период течки.
Кошки нередко трутся друг о друга, обмениваясь запахами, составляя из своих индивидуальных ароматов общий «портрет» группы. Голова несет более индивидуальный запах, в то время как хвост и бока сильнее пропитываются групповым ароматом.
Интересно, что запахи желез, расположенных на мордочке, вероятно, оставляются ради пользы самой кошки — их можно назвать феромонами осведомленности. Согласно разработанной учеными теории, когда кошка гуляет по окрестностям, которые она пометила раньше, запах собственных феромонов успокаивает ее и придает уверенности в себе.
Большая часть зрительных сигналов работает на коротких расстояниях. Поэтому, если кошки сходятся слишком близко, такие сигналы свидетельствует о возникновении конфликтной ситуации — вздыбленная на загривке шерсть и выгнутая горбом спина делают кошку зрительно крупнее; прижатые уши и припавшее к земле тело выдают испуг и нежелание вступать в драку. А сколько есть еще незаметных для нас сигналов, о которых мы с вами и не догадываемся!
Интересно, существуют ли какие-то сигналы, которые используют в общении кошки, живущие в группе (например, домашние), и которых нет у одиночно живущих кошек (а такие тоже есть среди домашних)? В великолепном новом издании книги Тернера и Бэйтсона «Домашняя кошка. — биология поведения» авторы обобщили все научные исследования в этой области. Их интересовал вопрос, изменилось ли поведение нашей кошки, Felis
catus , в результате «одомашнивания». Эта книга — захватывающее чтение для всех, кого интересуют научные исследования в области поведения кошачьих.
Оказалось, что позу, которая так нравится владельцам кошек, — с задранным вверх хвостом — можно наблюдать исключительно у наших домашних питомцев и у львов, а у кошек, ведущих одиночную жизнь, такой позы нет, они принимают ее разве что, когда оставляют метки, разбрызгивая мочу. Так что, вероятно, эта поза не что иное, как сигнал, сообщающий другим членам группы о дружеских намерениях — очень, надо сказать, важный сигнал, необходимый для того, чтобы избегать ненужных конфликтов. Еще одна поведенческая особенность, которая роднит домашних кошек со львами, это манера тереться друг о друга. Часто в этой ситуации кажется, что кошка, которая трется, хочет успокоить, умиротворить другую.
Аллогруминг — этот термин означает взаимное ухаживание за шерстью друг друга — обычно считают знаком взаимной симпатии, но он может означать и другое. Ученые обнаружили, что более уверенные кошки вылизывают неуверенных и боязливых, и это нередко переходит в формы проявления агрессии — облизывая, кошка в какой-то момент может вдруг укусить! Так что эта мирная с виду процедура имеет, возможно, более зловещую подоплеку: таким образом одна кошка может утверждать свое превосходство над другой.
Другие «слова» языка жестов, например катание, встречаются у большинства диких кошек и представляют собой сексуальные ухищрения самок в брачный период. У домашних кошек можно видеть, как молодой кот катается перед более зрелым самцом — может быть, демонстрируя подчинение. Это движение тоже призвано снизить уровень агрессивности там, где кошки живут группой и столкновения могут быть частыми. Манера тереться или ухаживать за шерстью друг друга у диких кошек — не более чем проявление сексуального поведения. У одомашненных кошек значение этих жестов расширилось, переросло в приветствие, демонстрацию дружеских намерений. Интересно, что у живущих в природе поодиночке кошек такое поведение развивается в зоопарке, если там их содержат группой.
Итак, у домашних кошек, хотя они и происходят от диких предков, ведущих одиночный образ жизни, выработалась способность жить в группе при условии, что у них хватает пищи и есть убежища. В их арсенале множество разнообразных сигналов, с помощью которых они передают информацию на большие и короткие расстояния. Таким образом, наши кошки могут жить, если потребуется, среди себе подобных.