Дать ли им то, что они хотят?

В этой главе мы познакомились с широким спектром кошачьих «желаний», от основных потребностей, таких как питание, до врожденных форм поведения, например затачивания когтей. Некоторые из этих «желаний» к тому же настолько выходят за пределы основных физиологических потребностей, что правильнее было бы назвать их прихотями или капризами. Точно так же, как детям, которые выбирают шоколадку вместо порции цветной капусты, кошкам хочется иногда чего-то большего, нежели удовлетворение потребностей. Мы уже говорили о том, что кошки способны сами прекрасно регулировать калорийность съедаемой пищи и съедать не более, чем нужно для поддержания жизни (надо заметить, однако, что за последние десять лет ситуация начала меняться). Только от нас зависит, уступить ли капризным кошкам и предложить любимые лакомства или отказать им в этом. Имеются ли какие-то достаточно веские причины, чтобы не дать им того, чего они хотят?

Мы часто сравниваем кошек с собаками, с первыми из животных, кто стал спутниками человека, кого человек избрал, разрешив жить рядом с собой в домах, а не в клетках или загонах, как скот. Мы выгуливаем собак, следим за тем, как они ведут себя на улице, стараясь не допускать нарушений порядка. С кошками в этом плане меньше хлопот, они куда реже доставляют людям забот своим поведением.

Опыт общения с собаками научил нас, что не всегда стоит разрешать четвероногому другу выбирать то, чего ему хочется, или позволять ему навязывать нам характер отношений. Некоторые собаки при первой возможности пытаются стать вожаками в человеческой семье, если дать им волю или если неверно себя с ними поставить. Если же мы попытаемся восстановить порядок вещей и вернуть себе лидерство, они могут стать опасно агрессивными. Это происходит потому, что собаки — стайные животные, их поведенческие особенности таковы, что позволяют им вписываться в группу, которая действует сообща, скажем, во время совместной охоты, и осуществляет другие типы социального взаимодействия, например, во время размножения и выращивания щенков. Внутри такой группы существует иерархия, и поведение собаки зависит от того, какое место в иерархической структуре занимает она по отношению к другим особям. Такая структура необходима, она позволяет всем членам группы более или менее мирно сосуществовать, не вцепляясь поминутно друг другу в горло (буквально!) в попытках выяснить, кто здесь главный и кто за что отвечает. Семья, в которой живет собака, заменяет ей других собак в «стае», и то, как ведут себя люди, помогает собаке сориентироваться в ситуации и понять, какое место отведено ей в этой группе, что ей можно делать, а что запрещается. «Милая и добрая» семья, которая старается обращаться с собакой как с равной, может столкнуться с весьма серьезными осложнениями, если вдруг случится, что собака решит воспользоваться преимуществом — отсутствием твердой руки или неумением давать инструкции, доступные собачьему пониманию. Такая собака (особенно если она наделена характером вожака, подчиняющего себе более слабых собак) извлечет из ситуации пользу для себя и не упустит возможности повысить свое положение на иерархической лестнице. Она перестанет подчиняться и будет игнорировать команды других членов семьи, если те велят делать что-то, чего ей не хочется, или попытаются заставить ее прекратить делать что-то, что ей интересно и приятно. Предположим, собаку пытаются согнать с дивана или уговаривают встать с пола, потому что она улеглась на самом проходе — в ответ собака может отреагировать вспышкой агрессии, если чувствует, что хозяева «не имеют права» ею командовать, ведь они занимают в доме не такое высокое положение, как она.

Отсутствие взаимопонимания, сбой в передаче и восприятии информации между людьми и собакой — вот причина возникновения некоторых типичных поведенческих проблем, таких как агрессивность. Мы ясно видим: то, чего хотят собаки, не всегда хорошо для собак и для людей, на попечении которых они находятся.

С кошками подобные сложности не возникают. Кошки-не социальные животные, жизнь в группе им не свойственна, но они могут сосуществовать с себе подобными, если сами хотят этого и если позволяют экологические факторы. Эта коммуникабельность распространяется и на людей, но у кошек, в отличие от собак, нет жестких, органически присущих им иерархических правил общежития. Стало быть, у нас и у них нет точек соприкосновения в этой области и нет опасности неверно понятого сигнала. Именно поэтому у кошек и людей почти никогда не возникает проблем подобного свойства — большая часть сложностей возникает по другим причинам. Поэтому нет опасности, что кошки возьмут над нами верх, — и нет причин отказывать кошкам в том, чего они хотят! Они не вообразят, что являются в доме главными, и не попытаются нами командовать. К счастью, владельцам кошек можно баловать своих любимцев, это не опасно. Конечно, не следует слишком потакать их слабостям ради их же здоровья — нельзя давать слишком много лакомств, ни в коем случае не следует идти на поводу, если они будут требовать только один тип пищи. Все это может пагубно отразиться на состоянии здоровья кошки, поэтому мы должны контролировать и ограничивать подобные вещи.

И все же кошки, которые отличаются редким умом, порой могут манипулировать хозяевами, управляя ситуацией по своему желанию. Будучи независимыми от других членов группы и самостоятельными, они прекрасно умеют находить для себя выгоду в общении! Едва ли эти последствия можно назвать опасными, а вот несколько утомительным для хозяев это может стать. Например, кошке потребовалось выйти на улицу в пять утра, потому что она уже давно проснулась, хочет размяться, да и птицы поют — словом, свобода и приключения ждут! Владелец — ему поначалу кажется трогательным и забавным, что до его лица нежно дотрагиваются лапкой, тычутся носом, мурчат, — с воодушевлением поднимается, чтобы покормить голодную кошку. Покормив и выпустив кошку, человек возвращается в постель и обо всем забывает. Первый день дрессировки был очень успешен — кошка получила свою долю внимания, пищи и возможность выскочить на утреннее солнышко, — ее хозяин оказался способным учеником.

С этих пор кошка повторяет представление ежеутренне и, если хозяин демонстрирует признаки нежелания вылезать из-под теплого одеяла, продолжает «учить» его с неослабевающей энергией, пока он не сдастся и не выполнит требования. Настойчивости кошкам не занимать, и, если вы один раз уступили, они будут пытаться заставить вас сделать это еще и еще раз! Люди достаточно сообразительны, из них получаются отличные кошачьи любимцы!

Как бы ни были утомительны эти утренние занятия, они едва ли чреваты осложнениями, разве что могут надоесть или утомить. В целом, исполняя желания своих кошек, мы сами чувствуем от этого удовлетворение, да и кошки награждают нас вниманием и преданной любовью.

Любопытно, что кошки очень напоминают детей еще в одном отношении. Большинство из нас согласится с тем, что дети, которых ни в чем не ограничивают и которым дают все, чего они ни пожелают, это, как правило, не самые приятные люди. Они не умеют ладить с окружающими, им не ведомы правила человеческого общежития. Детство человека длится долго, и у детей уходят годы на то, чтобы познакомиться с этими правилами и их освоить.

Кошки тоже обучают котят правилам — они не так сложны, как, например, у собак, потому что кошкам не приходится специально учиться тому, как уживаться с другими членами социальной группы. Научиться охотиться гораздо важнее. О том, как кошка будет ладить с другими кошками или животными других видов, часто можно судить по тому, как прошли первые восемь недель ее жизни — время, когда у кошек формируются связи и вырабатывается привязанность к кому-то помимо матери. На протяжении первых недель жизни котенок должен обучиться всему, что показывает ему мать, но затем приходится отдаляться от нее, ведь нередко бывает, что у нее на подходе уже следующий помет.

Иногда люди берут на себя роль матери-кошки, если котята брошены или с их родной матерью что-то случилось. Крошек, например, приходится кормить каждые два часа, пока они не подрастут и не смогут лакать. Казалось бы, эти котята должны быть нежно привязаны к своим приемным родителям. Интересно, что именно такие котята часто вырастают в довольно противных кошек, злобных, неласковых, которые к тому же бросаются на людей, если те пытаются помешать им делать то, что хочется, — точь-в-точь как балованные дети. Думается, это происходит потому, что люди могут выкормить котенка, но не в состоянии обучить их правильному поведению. Котята, как и дети, должны учиться сдерживаться, если чем-то недовольны, и достойно вести себя, даже если не получили желаемого, — хорошее родительское воспитание обязательно включает в себя и эти важные моменты. Человек, который подкармливает котят, дает им все, чего те хотят, и получает удовольствие от этих отношений и возни с очаровательными и милыми малышами. Но он не может преподать им уроки поведения, сделать то, что у кошки-матери получается совершенно естественно и непринужденно. Возможно, как раз то, что эти люди дают котятам все, чего тем хочется, и приводит к печальным для их взаимоотношений последствиям. К счастью, большинство кошек вырастают рядом со своими настоящими матерями и попадают в наши дома уже после того, как те преподадут им все жизненно важные уроки.